Городецкие казаки

Форум Городецких казаков

Объявление

Мы приглашаем всех друзей и соратников на наш Форум Городецких казаков" в надежде что вы нам поможете его сделать интересным и привлекательным. Совместная работа на форуме сделает его местом где можно будет не только встречаться но и обсуждать любые темы которые помогут нам решать казачьи вопросы и проблемы ! Добро пожаловать браты !

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Городецких казаков » Казачьи темы о которых нельзя молчать ! » История Нижегородского казачества


История Нижегородского казачества

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Андрей Лесняк - казак из Морозовской сотни (он же участник ансамбля "Курень") написал вот такую статью о казачестве Нижегородчины:

История появления казаков на Нижегородчине неотъемлемо связано с историей появления казачества как такового.

Одно из первых упоминаний датируется 1444 годом, когда под Рязанью было разгромлено войско татарского царевича Мустафы. Среди участников сражения с русской стороны указаны и казаки. В середине 15-го века еще не существовало ни Запорожской Сечи, ни Всевеликого войска Донского, и казаками именовали свободных людей, хорошо владевших оружием, и нанимавшихся на службу за жалованье хоть к русским князьям, хоть к татарским мурзам. Главный критерий при записи вольных людей в казаки был один - беспредельная смелость, отвага, отменное умение владеть оружием и конем. Казаки были свободны от всех повинностей, однако оружие, снаряжение и коней они приобретали за свой счет или добывали в бою.
Но в данном случае речь идет о казаках, нанятых русским государством и послужившим прообразом того, что именуется «городовое казачество».
Появлению городовых казаков на Волге предшествовала длительная история освоения Русью приволжских земель. Этой великой реке с давних времен принадлежит выдающаяся роль в истории русского народа. По ней издавна осуществлялись его экономические и культурные связи с другими народами, шло утверждение русской государственности. В течение многих столетий борьба за Волгу была главной задачей всей восточной политики Руси. Начало этой борьбы относится к XII столетию, когда ворота древней крепости во Владимире, выходящие в сторону реки Клязьмы, были названы народом «волжскими».
Русь закрепляла свое влияние на Волге, создавая города-крепости на ее берегах, подчиняя местное население власти владимиро-суздальских князей. Так возникли Ярославль, Тверь и другие города Верхней Волги. Трудности, связанные с их возникновением, носили местный характер и смягчались благодаря значительной прослойке славянских поселенцев, имевшейся среди местного населения. Видимо, по той же причине русским князьям удалось сравнительно легко закрепиться на левобережье Волги в Нижегородском Поволжье. Созданная здесь крепость Городец (Городец-Радилов в русских летописях) стала центром, из которого организовывалась эксплуатация лесных богатств Заволжья и соляных источников в районе Балахны.
Следующим шагом Руси в борьбе за освоение Волги было основание Нижнего Новгорода. В результате этого владимиро-суэдальские князья получили в свои руки контроль над всей торговлей Руси по Волге. Нижний Новгород и Нижегородское Поволжье стали плацдармом для дальнейшего распространения русского влияния на Волге. Но утверждение власти Руси в районе устья Оки и к востоку от него было задержано сильными восточными соседями — государством волжских болгар, Золотой Ордой, а позднее ханами Казани. И на долгие столетия Нижегородское Поволжье стало пограничным районом, где с переменным успехом шли жестокие бои. Десятки раз из края в край полыхало здесь зарево пожаров войны. Многим поколениям нижегородцев пришлось вместе с мирным ремеслом освоить и ремесло воинское.
К 1375 году относится первое упоминание в русских летописях о наличии пограничной службы на границах княжества. Под этой датой летописцы сообщают о разгроме татарами «заставы Нижнего Новгорода» на реке Кише и убийстве ими ее руководителя боярина Парфения Федоровича. «Застава» - это отряд, ведущий сторожевую службу на границе. В пятнадцатом веке в низовьях Волги поселились ногайцы, или ногайские татары, как именовали их летописи. Их набеги на нижегородский край были ужасающими и разорительными, и чтобы оградить важный экономический регион от этих набегов, русское правительство приняло решение строить оборонительную черту – «засеку».
Как следует из рисунка, засека закрывала поселения на левом, более заселенном берегу Волги. Имевшиеся в засеках «ворота» — проезды для населения — тщательно охранялись специальными отрядами «засечных сторожей», или «воротников». Последние часто поселялись неподалеку от ворот и наделялись землей на льготных условиях.
Кроме засечных сторожей, военную службу на засеках несли стрельцы и… казаки, которых возглавляли «засечные головы» — командный состав. Казаки и стрельцы считались состоявшими «на государевой службе». Их селения-слободы, где они жили целыми подразделениями во главе с десятниками и пятидесятниками, помещикам не раздавались. Стрелецкие и казачьи слободы находились обычно около городов или крупных населенных пунктов. Документы XVII века упоминают такие слободы в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Лыскове, Б. Мурашкине и Курмыше. Казачьи слободы сохранялись и в позднейшее время, когда границы страны далеко отодвинулись от Нижегородского Поволжья. Жившие в них казаки выезжали для службы на границу. Поэтому слобода казаков близ Арзамаса получила название «Выездная казачья слобода» (ныне село Выездное).
Несмотря на ряд правительственных льгот, служба казаков и стрельцов, надолго отрывавшихся от хозяйства, была тяжелой. В сохранившейся грамоте боярина Б. И. Морозова к лысковскому приказчику указывается на необходимость выдать казакам по 2 рубля за то, что они «год служили, сторожу стерегли и в посылки ездили».

О каких же казаках идет речь?
А все о тех же самых – городовых, «служилых», как их тогда называли. Необходимость в «воинских людях» заставляла государство брать на службу и наделять землей всех, кто был способен нести непростую пограничную службу. Со временем эта служба приобрела потомственный, и вследствие этого – сословный характер. В 1552 году царь Иван IV Грозный предпринимает поход на самое мощное из татарских ханств - Казанское. Сообщая об этом походе, летопись отмечает, что Государь приказал идти из Нижнего Новгорода на Казань князю Петру Серебряному, “... а с ним дети боярские и стрельцы и казаки...”. Заметим, в числе тех, кто идет с князем Серебряным, указаны не донцы – тогда их именовали «черкасами» - а именно «казаки», что свидетельствует о том, что они не набраны со стороны, а являются местным воинским контингентом.
С падением Казани (1552 г.), а вслед за ней и Астрахани Волга стала русской рекой на всем ее протяжении. Но даже после этого в течение целого столетия Нижегородское Поволжье продолжало оставаться пограничным районом Руси. По широкой полосе древних степей, вклинившихся на территорию края с юга и юго-востока, сюда то и дело вторгались отряды степняков-кочевников, за спиной которых стояло Крымское ханство и турецкий султан. Эти отряды ломали сопротивление русских пограничных постов вдоль реки Алатыря, по которой до середины XVII века проходила южная государственная граница страны. Налетчики из степи грабили и забирали в плен население из нынешних южных районов Нижегородской области. Захваченные ими пленные часто продавались на невольничьих рынках Ближнего Востока.
В середине XVII столетия в результате возникновения пензенско-саранской засечной черты южная граница страны далеко отодвинулась от Нижегородского Поволжья, и оно окончательно потеряло значение пограничного района.

Нижегородские казаки – кто не переселился дальше вслед за двигающейся на восток и юг границей – слились с остальным служилым населением и растворились в тумане времен.
К сожалению, История не сохранила для нас широко известных культурных особенностей казачества Нижегородского Поволжья. Нам остались лишь руины засечных крепостей да летописные свидетельства их героического служения Отечеству.

2

Егоршин Сергей Павлович
объединение историков “Саровская пустынь”
.

Роль казачества в становлении государства Российского на примере истории освоения нашего края.

Одно из определений, которые дают сегодня казачеству современные историки, автору более всего импонирует такое: “сообщество казаков – это состояние духа!”
В этом определении сфокусировано признание современными учеными позитивной, почти 500 – летней, деятельности казачества по становлению и развитию Российского государства.
В этом определении заложено глубинное уважение современных россиян к казачеству, как к духовно-нравственной и военной опоре Государства Российского в XVI-XIX веках.
Есть и другие определения казачеству. Например, полтора века назад, официальные историки в своих работах говорили, что “сообщество казаков – это система обороны и охраны славянских земель, находящихся во враждебном окружении”. Чуть позднее они же говорили, что “сообщество казаков – это система обороны, охраны и освоения российских земель”.
Таким образом, не смотря на то, что хотя в Московской Руси, а позднее в Российском государстве, в те далекие времена XVI-XIX веков уже и существовало регулярное войско, тем не менее, сообщество казаков являлось базовой опорой при колонизации новых территорий, при организации системы обороны и охраны государства. Казаки тогда не входили в состав регулярного войска. Войско лишь только охраняло землю. Казаки всегда работали на земле и по очереди охраняли свою землю.
То есть, в отличие от войска, как неоднократно отмечали в XIX веке официальные историки, казаки несли на своих плечах две важнейших функции.
Однако есть еще одна функция, которую официальные историки старались не озвучивать, старались молча обходить, но которую сообщество казаков веками несло на своих плечах и выполняло. Это функция защиты угнетаемых слоев российского общества от чрезмерных притеснений и издевательств со стороны власть придержащих. То есть, функция поддержания относительной социальной справедливости в жизнеустройстве государства Российского.
По совокупности значимости эти три функций казачества (присоединение новых территорий, охрана и защита земель государства; работа на земле и экономическое освоение новых территорий; защита угнетаемых слоев и поддержание относительной социальной справедливости в жизнеустройстве государства), собственно и обусловили то, что сообщество казаков на историческом этапе укрепления Московской Руси и перерастания ее в государство Российское сыграло одну из важнейших ролей.

Эту уникальную роль казачества в становлении государства Российского можно подтвердить конкретными реальными фактам на примере истории освоения нашего края.

Под понятием “НАШ КРАЙ” автор подразумевает территорию, окружающую Сарово-Дивеевский православный регион и ограниченную с запада – рекой Ока, с севера рекой Теша, с востока реками Теша и Алатырь, с юга – рекой Мокша. То есть порядка 200 километров в широтном направлении и 150 километров в долготном направлении.
По контуру нашего края расположены такие известные из истории государства Российского старинные поселения и города, как Муром, Арзамас, Лукоянов, Алатырь, Краснослободск, Темников, Кадом, Касимов.
Хотя современная территория нашего края, строго говоря, принадлежит пяти субъектам Россиийской Федерации, однако подавляющая часть его территории относится лишь к двум субъектам Россиийской Федерации и включает Юго-Западную часть Нижегородской области и Северо-Западную часть Мордовии с такими крупными райцентрами, как Выкса, Кулебаки, Ардатов, Вознесенск, Дивеево, Саров, Первомайск, Ельники, Теньгушево и др.
Мы не можем сказать, что наш край сыграл в истории отечества какую-то уникальную роль. Но мы можем с уверенностью сказать, что одну важную роль в истории становления Государства Российского наш край сыграл!
Исторически сложилось так, что наш край оказался той первой территорией, которая была присоединена к Руси Московской с началом ею колонизации восточных земель.
Действительно, вектор направления восточной колонизации, начатой Московской Русью, в первую очередь прошел через наш край. При этом западная часть нашего края отошла к Руси в середине XV века. Эта часть отошла мирным путем. А вот восточная часть нашего края была присоединена к Московской Руси в результате третьего успешного военного похода на Казань, осуществленного в 1552 году Иваном IV Грозным.
Сложившаяся историческая ситуация привела к тому, что именно на примере освоения русскими людьми нашего края была апробирована и отработана технология освоения присоединяемых к Московской Руси в дальнейшем все новых и новых восточных земель. А таких земель оказалось столько, сколько не смог собрать ни один народ за всю истории человеческой цивилизации на Земле. За неполные 150 лет, русское войско, выйдя 3 июля 1552 года из древнего Мурома, в ходе колонизации восточных земель, прошло около 10 000 километров - до Тихого океана.

              Здесь важно отметить, что если русская колонизация в северном и северо-восточном направлении /1-3/ проходила по малозаселенным землям, то колонизация в восточном направлении шла по землям, заселенным угоро-финскими и тюркскими племенами. То есть, в ходе восточной колонизации русским людям необходимо было “накрыть” эти племена, адаптировать их и вписать в тело Московской Руси с учетом всех многочисленных (военных, экономических, социальных, религиозных, культурных и др.) аспектов.
             Именно на примере нашего края и была отработана технология адаптации, освоения и включения новых земель в состав Русской земли. В завершенном виде отработанная технология составила четыре последовательно-параллельных потока колонизации. Это были: поток русской правительственной колонизации; поток русской народной колонизации; поток русской монастырской колонизации и, наконец, поток княжеской (дворянской) колонизации.
              И первые, самые важные потоки – правительственный и народный – были связаны главным образом с сообщество казаков, его ратным и производительным трудом.

Рассмотрим эти потоки колонизации несколько подробнее.

Известно, что территория нашего края в IX -X веках активно заселяется (прибывавшими по рекам Пьяна, Теша, Сура и Алатырь из более северной территории междуречья Волги и Камы) языческими мордовскими племенами /4/.
Мордва-это древний народ. Относится он к угоро-финской языковой группе. Этот народ имеет древнюю самобытную культуру, богатое пэтическое творчество: многочисленные мифы, легенды, эпические и обрядовые песни, сказки и т.д. Современные исследования мордовских ученых опровергли бытовавшее до этого мнение о застойности и консервативности производительных сил у древней мордвы. Уже в середине первого тысячелетия н.э. у мордвы были широко развиты металлообработка, ткачество, производство глиняной посуды. Но они оставались на уровне домашнего промысла и кустарного производства. Этот народ дал много выдающихся личностей, вошедших в истории земли русской. Среди них были государственные деятели (патриарх Никон), лидеры крупных религиозных движений (протопоп Аввакум), военные начальники (адмиралы флота братья Мордвиновы), деятели культуры (скульптор Степан Нефедов – Эрьзя, художник Сучков), ученые (историк В.О.Ключевский).

Итак, колонизировавшая наш край мордва расселяется по Мокше, Цне, Ваду, их многочисленным притокам. В конце концов мордва растворяет в своей среде оставшиеся островки ранее заселявших край буртас, черемис, муромы.

           Географически территория нашего края примыкала к юго-восточным границам сначала Киевской Руси, затем Московского княжества и, наконец, Московского государства. Вот почему наш край вскоре оказался “накрыт” потоками русской колонизации.
Таких потоков, с момента присоединения края к Руси Московской, по краю прокатилось, как было отмечено выше, четыре. Сначала шел поток правительственной, потом народной, монастырской и, наконец, княжеско-дворянской колонизации. При этом каждый последующий поток зарождался в недрах предыдущих и затем шел параллельно с ними до тех пор, пока того требовала объективная историческая ситуация.
Здесь, справедливости ради, следует отметить, что правительственному потоку предшествовали ручейки русского потока вольной колонизации. Эти ручейки появились в нашем крае еще в конце X - начале XI веков, после походов киевского князя Святослава в 964-966 г.г. /5/. Тогда славяне не могли еще противостоять хозяевам степи хазарам и продвинутся от Днепра прямо на восток. Поэтому они подошли к решению задачи обходным путем. Русский человек “…закрываясь от степи лесным заслоном, впоследствии послужившим на пользу и Московскому государству,…направился на верхнюю и среднюю Оку, чтобы уже оттуда спуститься на юг в долготном направлении по Волге. Захватив область речных верховьев в своем стремлении на юг он имел в речных потоках опору, а не препятствие, как при широтном движении со стороны Днепра. Но этот круговой путь “захождения левым плечом”по Волге потребовал вековой работы нескольких поколений /6/”. Авангардом такого движения на восток были поселения вятичей, которых знает на Оке Начальная летопись. Опираясь на речную ось Оки, славянское движение разделило финские племена: часть оказалась в итоге севернее, а часть южнее - по Цне, Мокше, Выше, Ваду. Но и в обеих частях поселения той и иной народности переплелись. Вятичи и проторили дорогу для более поздней широкой колонизации.

            А когда усилиями славян племена мордвы были защищены от набегов остатков Орд хазар, а затем и половцев, к ним стали приходить, используя систему водных путей торговые люди из Киевской Руси. Потом - торговые люди из, оторвавшегося от Черниговского, Муромо-Рязанского княжества. Вместе с ними, в XI-XII веках в наш край, покрытый глухими Муромскими, Мокшанскими и Сурскими непроходимыми лесами, по речным системам, используя плавсредства, стали приходить стремившиеся к вольной жизни русские поселенцы, бежавшие от феодального гнета из центральных русских княжеств. Мордва принимала их в свою среду, так как многому у них училась и в земледелии (например, трехпольной системе земледелия), и в ремеслах (например, изготовлению изделий из бронзы). Влияние русских крестьян было так велико, что многие названия в мордовском языке, связанные с земледелием, прямым образом заимствованы из русского языка. Например, “сока” - соха, “розь” - рожь, “межа” - межа и др. Расселялись русские поселенцы в те времена на берегах доступных для плавсредств многочисленных притоках главных рек края. А такими были тогда, как и сегодня, реки Мокша, Цна, Теша, Сура. Как правило, места для поселения выбирались живописные - на высоком берегу близ плодородной поймы, на возвышеной местности около или у излучины реки, на холме при слиянии рек. К началу XIII века в область реки Мокша проникают рязанские князья. Причем не только проникают, но “…и начинают распоряжаться здесь, как хозяева: строят крепостцы и городки и в этих городках ставят своих наместников. Одним из первых городков явился Кадом, где в 1209 году местное инородческое население убило рязанского наместника /7/.”
         
               Однако сколь-нибудь заметного экономического подъема края ручей русской вольной колонизации принести не успел, ибо дальнейшие успехи русского наступательного движения на мордовскую землю были остановлены монголо-татарским нашествием.
Страшное опустошение края произошло после его завоевания в 1237-1242 годах монголо-татарами. История оставила много подтверждений жестокого отношения монголов к населению покоренных территорий. Поэтому судьба русских поселенцев нашего края XIII века, возможно, была более трагичной, чем нам представляется, но сегодня мы бессильны воспроизвести полную, достоверную и яркую картину былых страданий местного населения.
              В XV веке растет мощь Московского княжества. К середине века усилиями князя Василия II Темного к нему отходят районы верхней Оки - территория от нынешних городов Касимов, Елатьма, Кадом и далее на Восток, вдоль речных систем рек Цны и Мокши. Эта территория в современных источниках известна под именем “Темниковская Мещера” /8/. Количество русских людей в нашем крае, занимавшем северную и северо-восточную часть Темниковской Мещеры и по площади равнявшейся почти трети ее территории, начинает возрастать. Это было связано с укреплением князем Василием III русских крепостей вдоль реки Суры для защиты восточных рубежей от возникшего на реке Волге в 1445 году Казанского Ханства. Именно при Василии III Московское княжество формируется в Московское государство, которое превращается в решающую политическую и экономическую силу Европы.

               В 1552 году, после удачного похода на Казань, царь Иван Грозный присоединяет междуречье Оки и Волги к Московскому государству и начинает серьезно заниматься делом обороны восточной, юго-восточной и южной сторон Руси от степных кочевников и ордынцев. При Иване Грозном создается регулярная служба по охране юго-восточных границ Руси от Крымской и Нагайской Орд на стыке сплошных лесов (Тула – Краснослободск – река Волга) и “дикой степи”. В рамках этой деятельности, до 1571 года, было укреплено или заложено вновь много крепостей. В том числе в городах Путивль, Трубчевск, Брянск, Карачев, Болхов, Мценск, Козельск, Белев, Тула, Венев, Крапивна, Кашира, Одоев, Лихвин, Перемыщль, Ряжск, Щацк, Кадом, Алатырь /9/. Среди них и крепость города .Темникова /10/, и крепость города Арзамаса /11/. Опорным пунктом Темниковской линии первой засечной военной черты юго-восточной границы Русского государства стал город Темников.
Момент начала строительства в нашем крае линии первой засечной военной черты юго-восточной границы Русского государства можно считать началом первого этапа колонизации нашего края - этапа правительственной колонизациии.
Этап правительственной колонизации оказался крайне важным для всей его последующей истории края. Именно с этого потока колонизации и началась история его экономического развития и освоения.
Этап правительственной колонизации длился несколько десятков лет. Он завершился строительством в крае первой военной Юго-Восточной границы, известной в те времена под простым названием “Черта”, связавшая воедино все укрепленные и вновь заложенные крепости. Общая схема первой и последующих засечных черт представлена в советской исторической энциклопедии /12/ [см. приложение 1].
                Профессор Д.И.Багалий, преподававший в середине XIX века историю в Харьковском Университете отмечал, что именно с момента царствования Ивана Грозного эта Черта получила “…определенное устройство, а в последующее время она претерпевала только некоторые частичные видоизменения, направленные к тому, чтобы сделать ее более полезной. Она с одной стороны знакомила правительство с новыми землями, лежащими за границей государства, с другой – и в этом заключалась ее непосредственная задача – помогала воеводам во время принимать меры против татар, приходивших на Русь…”/13/.
                 Так кто же строил Черту и параллельно со строительством ходил в сторожа и нес службу по охране и защите границы Земли Русской?
Из работы профессора Д.И.Багалия /13/. следует, что конечно не высшее сословие, не дворяне и бояре. При строительстве и охране пограничной Черты “…господствующее положение занимал низший разряд служилого класса, который известен был под именем <приборных людей>; в состав его входили следующие группы: КОЗАКИ, стрельцы, рейтары, драгуны, солдаты, копейщиеи, пушкари, затинщики, воротники, казенные кузнецы, плотники и каменщики”. То есть, низший разряд служилых людей, и прежде всего (как видно из работы Д.И.Багалия) КАЗАКИ, “… были, так сказать, авангардом русской колонизации и гражданственности. Они наметили как бы тот край, который в последствии должен сделаться русским...”
                Таким образом, сегодня мы можем со всей ответственностью сказать, что в первую очередь именно на плечи казаков лег огромный труд в этапе правительственной колонизации нашего края, в этапе строительства пограничной Черты, строительстве 700-километровых укреплений на этой Черте, строительстве многих городов-крепостей вдоль этой Черты. На сколько серьезными были укрепления интересно описано в /14/, где сказано, что “ между городами по степному пространству тянулись валы со рвами, по лесам - засеки из посеченного, в беспорядке наваленного леса… На валу и засеках стояли сторожа…”[см. приложение 2]. Для строительства каждых десяти километров засечной черты в наш край стягивалось до четырех тысяч служилых людей.
                    Этих людей правительство должно было обеспечить содержанием, этим людям правительство должно было дать средства для существования, их необходимо было кормить. Каковы были подходы правительства к данному вопросу в то время? В те времена правительство всех служилых людей делило на две группы: кормовых и поместных. Первые получали от казны содержание натурою и деньгами. Для этого были специальные сборы со всех жителей Московского Государства. Вторые вместо государева жалования получали в поместье для службы землю. Поскольку в деньгах правительство всегда ощущало недостаток, то оно стремилось увеличить число поместных служилых людей. Ну а так как земли в присоединенном крае не стоили казне ничего, для дальнейшего закрепления служилых людей на границе им стали раздаваться в поместное владение прилегающие к границе земли.
Профессор Д.И.Багалий отмечал, что: “…поместные земли получали КОЗАКИ, стрельцы, пушкари, ямщики, сторожа и станичники. Обыкновенно земли служилых людей называются четвертными, а самое владение четвертным, так как каждому отдавалось известное количество четвертей или четей. Четверть или четь – это мера земли, равняющаяся

3

Пензенское казачество
Тюстин А.В.
Зам. Директора по науке
Пензенского государственного объединенного краеведческого музея

КАЗАЧЕСТВО – это военное сословие, существовавшее в России до 1920г., когда в результате «расказачивания» (фактически массового террора против населения казачьих областей) оно было ликвидировано. В Пензенском крае в 16-17вв. казаки составляли специальную группу военно-служилого населения. 16 февраля 1571г. Князь Михаил Иванович Воротынский (1510-1573), руководитель обороны южных границ России, своим «Уставом сторожевой станичной службы» разделил казаков на городовых (полковых) и сторожевых (станичных). Казаки имели одинаковый статус с другими представителями служилых людей. В 18 в. значительная часть пензенских казаков записаны в податное сословие (однодворцы).Казаки верстались в Пензенском крае или переводились сюда из других мест.
 
ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ несли гарнизонную службу и получали за это денежное жалованье и землю. Городовые казаки не имели каких-либо льгот. Начало пензенским городовым казакам положили черкасы (казаки - малоросы), которые после 1648г. расселились в городках и острожках по Хопру, Медведице. По мнению ряда краеведов они основали острожек на месте теперешней Пензы (на левом берегу р. Пенза), который занимал стратегическое положение в долине Суры. При закладке пензенских городов Краснослободска (1622), Верхнего Ломова и Нижнего Ломова (1636), Кереска (1636), Атемара (1638), Саранска (1641), Шишкеевского острога и Инсара (1647) предписывалось набрать для службы «казаков конных 300 человек…, а прибрати их изо всяких из вольных и из охочих людей, а земли за ними … учинити подгорные и отъезжие». Гарнизоны этих крепостей состояли из казаков, стрельцов, пушкарей. В ряде городов были слободы Казачьи. Первыми поселенцами Саранска были полковые казаки и пешие стрельцы численностью 250 человек. В 1642г. в Саранском остроге поселились 63 новополковых конных казаков, на которых была отведена земля на 200 человек. В числе этих казаков 10- из Темникова, 5- Курмыша, 2- Арзамаса, 1- Казани, 1- Владимира и.т.д. В 1663г. в Саранске насчитывалось 211 казаков русских, 270 казаков из мордвы и татар. В Шишкеевском строге были поселены новополковые казаки «Ивашка Васильев сын Ситник с товарищами и с теми, которых впредь приберут 250 человек…». В 1708г. в Шишкееве записано 457 солдат казачьей службы, здесь была «Казачья слобода». Острог, предшественник крепости Пенза, составлял весной 1663г. 131 двор: 45 дворов конных и 86 – пеших казаков («старых черкас»). В Черкасском остроге была построена первая в Пензе церковь Воскресения Христова. В документе (копии В.Х.Хохрякова) сказано: «… воевода Елисей Протасьевич Лачинов построил у города посад и слободы и всяких жилецких людей в городе и в уезде конных и пеших казаков…, и землю и сенные покосы им отвел и размежевал». Конных казаков в Пензе было 358 человек, земля отводилась на 400; пеших казаков было 232, а земли выделено на 268. Казаки составляли ядро гарнизона Пензы, они в 1663-65гг. занимали 347 дворов. Первая группа конных казаков из 17 человек была направлена в Пензу «из государевых дворцовых сел» Темниковского уезда. Из Н.Ломова в Пензу было направлено» на вечное житьё в переведенцы и поверстаны по разбору в конные казаки семьдесят два человека». Ряды конных казаков пополнили 45 дворов, принятые от Ю.Е. Катранского; 37 дворов Черкасов от Микиты Буд-Зюзина. Всего конных казаков насчитывалось 270, а с учетом родственников – 398 (по данным А.Л. Хвовощева конных казаков было 358 человек, при них родственников – 468 человек). Среди конных казаков записаны Сюзюмовы, Дружинины, Мясниковы и мн. др. В районе ул. Московской от ул. Кураева до площади Ленина находилась Конная слобода, приход которой относился к Рождественской (Духосошественской) церкви. Пешие казаки составляли 229 дворов. Их ядро – 88 дворов - были переселены в Пензу из н. Ломова; из Шацка в Пензу переведено 16 дворов, из Бельского уезда – 7 дворов. в пешие казаки были поверстаны 86 дворов «старых черкас» и 32 дворов черкас Микиты Буд-Зюзина. По может быть, более поздним данным в Пензе было пеших казаков 232 человека, при них родственников – 264. Пешие казаки были расселены в Пеший слободе (ул. Куйбышева – Верхняя Пешая, Богданова – Средняя Пешая, Калинина – Нижняя Пешая), здесь была выстроена Архангельская церковь.
 
СТОРОЖЕВЫЕ КАЗАКИ несли службу по охране постов. Эти казаки использовались при организации в 1571г. сторожевых постов в пределах Пензенского и Симбирского уездов. Всего было создано 4 сторожки, которые разъезжали в течение 15 дней, а потом сменялись новой партией. Во в главе сторож стояли начальники (головы), при которых должны быть определенное количество «детей боярских и казаков». В 1-й линии сторожей было «из Шацка.. 20 человек казаков, ….из Ряжска…10 казаков…, из Алатыря…20 казаков». В начале 17 в. 15 черкасов под командованием Темниковского воеводы Афанасия Кукорина казаки выполняли службу вне города, проводя разведку местности на путях татарских набегов или сопровождая послов и гонцов. На засечную черту для строительства Саранского острога было переведено 200 казаков, а в 1642г. – 63 казачьих семей (из Темникова, Лыскова, Ядрина). Они несли службу с земель. В 1640г. на Атемарскую сторожевую черту было направлено 40 человек темниковских служилых татар и мурз, поверстанных в казачество. Они получили казачий надел по 20 четей в поле и по 40 копен сенных покосов каждый. В начале 1663г. на Саранской черте насчитывалось 508 казаков из русских и 597- из мордвы и татар. При переписки казаков на Яике в 1723-24гг. полковник И.И. Захаров записал: «Микифор Минеев сын Разин, у него сын Алексей двенадцати лет. А по сказке его от роду ему, Никифору, шестьдесят пять лет, дед и отец его и он родиною Саранского уезда дворцового села Ромодановского казаки; пришёл он, Никифор, ж из того села на Яик во сто восемьдесят шестом году и служит в казаках с того году». (186г. – 7186гг.). В этих же документах обозначен и тезка предводителя войны Степан Тимофеевич Разин – «Саранского уезда село Ромодановского крестьянин, из села бежал и пришёл на Яик, и в казаки приверстан при атамане Прокофье Семенове, тому ныне сорок лет». Таким образом, казаческий род Разиных происходит из пензенских мест. На окраины России бежали пензенские жители, пополняя местное казачество. В 1676г. инсарский воевода И.А. Воронин доносил Воронежскому воеводу П.Сомову о 52 беглеца на Дон.
 
Особую категорию составляли БЕЛОПОМЕСТНЫЕ КАЗАКИ – группа пензенского служилого населения, занимавшие привилегированное положение среди мелких в своей социальной среде. В числе первых в Пензу в 1663 г. прибыли 21 человек белопоместных казаков из Красной Слободы. Были ещё поместные казаки, которые при выполнении казачьей службы получали поместья лично. Деревня Шелдаис Пензенского уезда, находившаяся в собственности Андрея Никифоровича и Ивана Никифоровича Палеологовых, основана татарами, несшими казачью службу и получившими за это землю – на 50 человек по 12 четв. в полнее на каждую душу. Наиболее компактно казаки были расселены по линии укрепленных поселений Пенза- Вьяс:
В связи с продвижением границ русского государства на юг в 1696-99 гг. поселенцы Пензятской, Анзыбейской, Вазерской, Юловской, Кутлинской и других слобод были выселены в Азов и новопостроенные города по Хопру и Медведице. В предписании об этом прямо говорилось: «.. из слобод казаки и станичники переведены с женами и детьми на вечное житьё в Азов, а земли их…. отдавать в поместье Московского чину людям». Из Вазерской слободы и Устъ Вазерки в Азов переведено 104 человека казаков, а из городов Симбирской, Саранской слободы в Петровск переселено 29 человек. в связи с созданием в России регулярной армии пензенское казачество прекратило своё существование, хотя в 1812 г. казачество привлекалось в Пензенское ополчение.

4

Статья интересная и вообщем то исторически правильная. Вот только большой перерыв исторический нечем заполнить. Примерно с 1800 и по 1917 г.г..  А так все правильно.  на Дону там легко проверить достоверность любого нынешнего потомка казака. Сохранились все переписи как в царское время так и в Советское. А здесь на Нижегородской земле полная тишина. Хотя допускаю что потомком казаков с Дона, Кубани, Оренбуржья, Уральского региона и Дальневосточного ЕСТЬ !

5

Игорь написал(а):

Статья интересная и вообщем то исторически правильная. Вот только большой перерыв исторический нечем заполнить. Примерно с 1800 и по 1917 г.г..  А так все правильно.  на Дону там легко проверить достоверность любого нынешнего потомка казака. Сохранились все переписи как в царское время так и в Советское. А здесь на Нижегородской земле полная тишина. Хотя допускаю что потомком казаков с Дона, Кубани, Оренбуржья, Уральского региона и Дальневосточного ЕСТЬ !

Конечно верстать в казаки можно и нужно, но костяком в казачьих обществах должны быть родовые, природные потомки казаков. У них есть история, есть память и основание считать себя казаками. Остальные могут просто приобщаться к этому.

6

Игорь написал(а):

Конечно верстать в казаки можно и нужно, но костяком в казачьих обществах должны быть родовые, природные потомки казаков. У них есть история, есть память и основание считать себя казаками. Остальные могут просто приобщаться к этому.

Присоединяюсь к сказанному ! Не прибавить не убавить ! Это и есть путь или вектор развития Городецкого казачества !

7

Продолжая собирать материал о казаках в центральной России, нахожу любопытные вещи. Вот небольшая информация к размышлению чуть в стороне от основной темы. Прошу дополнять.
Немного о бытовании понятия «казак» на севере Руси.
В XVIII-XIX веках на севере России (север Новгородчины, Поморье), фиксируется значение понятия «казак» - «поденщик, наемный работник» (такое значение дано в словаре Даля).
Русский север познакомился с казаками в годы смутного времени, но это были не природные – Донские казаки, а казаки «воровские», новоприбранные – то есть крестьяне из южной и центральной Руси, объединяющиеся в условиях смуты в станицы «по казачьи» и отправленные на север для борьбы с Шведской агрессией. Своеобразное самосознание (поместье за Цареву службу в коллективное, станичное владение) и элементарная необходимость прокормиться создали условия для резкого противостояния с вольнолюбивым же местным, поморским населением. Такие казаки охотно покидали свои станицы, возвращаясь к привычному батрачеству. Понятно, что после такого знакомства у поморов сохранилось самое отрицательное отношение к бродячей вооруженной голытьбе.
Однако, встает другая интересная проблема, слабо до настоящего времени изученная, а именно – происхождение и бытование образа «казака» в поморских былинах Киевского и Новгородского циклов.
Как известно, в чистом виде былины и исторические песни «богатырского» цикла бытовали до ХХ столетия только на крайнем Севере Руси ( Архангельская губерния, крайний север Новгородской губернии, Онега, Мезень, Приморье) и на Дону. Есть серьезное отличие Донских былин от Поморских. На Дону отсутствуют «канонические» тексты, при сохранении классических былинных героев – Илья Муромец, Добрыня Никитич, князь Владимир, меняются исторические реалии. Добрыня Никитич может гулять между трех дорог – Питерской, Московской и стольной – Киевской. Тот же Добрыня вместе с Алешей Поповичем везет на роскошном корабле плененного турецкого султана. В Поморье же напротив, существует жесткий канон, практически не менявшийся со времени первой записи ( конец XVIII века, Кирша Данилов) до записей начала ХХ века. Позднейшие исторические реалии этого канона относятся ко времени Петра I («Бутман Колыбанович и царь Петр Алексеевич»).
Принято считать, что былинный канон «Киевского» цикла сложился в XIII – первой половине XIV века, в годы монгольского погрома южной и центральной Руси. Его отличает хорошее знание географии Киевского и примыкающего к нему княжеств, некоторых реалий X-XI веков. Однако, в процессе вольного бытования (до складывания канона) произошли многократные подмены, особенно внешних врагов (появление «злых татаровей»), в некоторых былинах появляется явно вставленная, добавленная к Киеву-граду «матушка Кременна-Москва» («Бой Ильи Муромца с сыном» Беломорская былина), именование главаря разбойников-подорожничков «атаманом» (Три поездки Ильи Муромца). Датировать окончательное складывание канона может уверенное отсутствие в былинах Киевского цикла реалий XV- XVI веков (огнестрельное оружие и т.д.) Напротив, былины Новгородского цикла полны таких реалий («И дает она много свинцу, пороху, И дает Василью запасы хлебные, И дает оружье долгомерное»… (Смерть Василия Буслаевича) Однако, в них описана жизнь именно «вольного» Новгорода с вечем, походами ушкуйников. То есть, возможно датировать этот канон ХV столетием.
В Киевском цикле определение «казак» - относится исключительно к главному герою большинства былин, единственному абсолютно положительному, практически бессмертному и неуязвимому герою Илье Муромцу, уроженцу то ли села Карачаева под Муромом (или, по последним версиям, Киевщины, где бытуют подобные названия). Образ жизни Ильи в целом соответствует современному представлению о раннем Казачестве. Он стоит во главе богатырской порубежной станицы в степи, не связан определенной службой «по прибору» или «по отечеству», ведет себя с властью чрезвычайно вольно. В отличие от большинства богатырей он носит только христианское имя (еще из ранних богатырей известен только Алеша, но ему оно положено, как сыну священнослужителя).
К какому времени может относится вставка «казак»?
Тюркское понятие «Казак» впервые встречается в тюркско-арабском рукописном словаре 1245 года, со значением «скиталец, изгнанник, бесприютный» Уже в ХIV столетии для степняков казакование - казаклык, одиночное или небольшой группой удальство в степи, что-то вроде позднего кавказского абречества, становится своего рода героической нормой. Начало развала Золотой Орды в конце ХIV века, особенно погром орды войсками Тимура, усилил эти процессы. Сведения об ордынских казаках, нападающих на русские окраины, или приходящих с баскаками в качестве наемников, встречаются в русских источниках с ХV века. (Как наемники, ордынские казаки зафиксированы в генуэзских колониях Крыма в начале ХIV века). Все это время слово обозначает не национальный, а только социальный статус, а в ряде случаев – личные качества, причем является высокой похвалой. По молодости «казаковать» уходили высшие представители степной и средне-азиатской знати.
Существует неподтвержденный другими источниками, и поэтому игнорируемый историками поздний рассказ вкладной книги Донского монастыря в Москве о «козацех» русского языка, Православной веры, воинского чину на Червленом Яру, пришедших в помощь Дмитрию Донскому на Куликово поле или, по другому варианту, встреченных им по пути. По крайней мере, на Рязанском порубежье казаки, предположительно русские, упоминаются с 1444 года. Через несколько десятилетий здесь же обнаруживается из грамот Ивана III линия городовых казаков. Недалеко от тех мест, в Мещере были испомещены перешедшие на русскую службу ордынские выходцы со своими казачьими отрядами. Мещерские и Городецкие казаки – татары принимали участие в походе 1493 г. под Азов, 1551 года на Казань.
В это же время слово «казак» встречается на русском Северо-Западе. В конце ХIV века во Пскове посадником сидит отважный и опытный полководец Юрий Козачкович, то есть сын человека, имевшего прозвище «козак» или «козачок», скорее всего в варианте значения, близком к традиционному азиатскому. Слово бытовало и было известно скорее всего не только на Псковщине, но и близко связанной с ней Новгородчине, могло быть принесено и в северные пятины. По совпадению качеств, им выражаемым, в это время определение «старой казак» могло прирасти и к легендарному русскому воину Х века, святому преподобному Илие Муромцу. В последующие годы Донские, Яицкие и Гребенские казаки прославляют себя героической борьбой с турками и татарами, участием в походах Ивана Грозного, покорением Сибири. Известия об этом закрепили в народном сознании образ «Старого казака».
Как уже говорилось, складывание Новгородского цикла былин относится скорее всего к ХVI веку. Это последний век Новгородской вольности, и, соответственно, век буйной ностальгии по вольности. Это век Новгородского аналога казачества – Ушкуйного молодечества. Связь Новгородцев и Новгородских обычаев с зарождающимся казачеством неоднократно предполагалась историками, но подтверждений такой связи пока не найдено.
Самая яркая былина Новгородского цикла – былина об Ушкуйном вожде Василии Буслаевиче. В ней подробно описан процесс формирования ушкуйной Новгородской дружины, ее походы. В былине «Смерть Василия Буслаевича» (поход дружины Василия на богомолье в Иерусалим) подробно описываются Волжские (все-таки, очевидно, Донские низовые казаки) ХVI столетия. Отрывок заслуживает цитирования, к сожалению эти былины издаются сейчас редко и малодоступны.
На славном море Каспицкием,
На том острову на Куминскием,
Стоит застава крепкая,
Стоят атаманы казачие
Не много не мало – их три тысячи;
Грабят бусы, галеры,
Разбивают червлены корабли.
(Былины. Библиотека поэта. Малая серия. Ленинград. Советский писатель 1954. стр. 255)
Интересно описание «казаков-разбойников» и «старых атаманов казачих» Если казаки пугаются дружины Василия, то «Атаманы сидят не дивуются, сами говорят таково слово; Стоим мы на острову тридцать лет, Не видали страху великого, Это-де идет Василий Буслаевич…» (Там же стр. 277) Итак, «Стары атаманы» в былине показаны носителями определенной мудрости, даже провидцами. Они провожают Василия, передают ему дары в Иерусалим и провожатого. «Разбойничество» казаков не осуждается. Эта былина была записана в конце XVIII века Киршей Даниловым опять же на русском Севере и очевидно, может служить доказательством связей поздних Новгородских ушкуйников с близкими к ним по духу, а может, и по роду, казаками Понизовья. Подчеркивается Православный характер казаков-разбойников. (Во всех случаях встречи с «погаными» разбойниками проблема решается только боем). Литературоведы и историки считают вставку о казаках позднейшим добавлением. Однако, «разбойничанье» характерно для казаков где-то до эпохи Степана Разина (с большой оглядкой на русские низовые гарнизоны) В ХVI веке устья основных казачьих рек – Волги и Дона, блокировали на выходе в море Турецкие крепости - Азов, Астрахань (до 1556 года), что не мешало казакам блокировать Дон чуть выше (Казачий остров) и ходить в Черное море через ерики. Имеется определенное противоречие в былине (в Иерусалим надо ходили через Дон и Черное море, а не через Волгу и Каспий), но это противоречие укладывается в обычную «былинную географию» «Гульба» Донских казаков по Волге становится известной к середине ХVI века, усиливается после покорения Астрахани.

8


В 1538г. ногайский мурза Кель-Магомед жаловался царю Ивану Грозному на разорения, чинимые ему городецкими казаками, на что царь отвечал: «И вам гораздо ведомо лихих где нет? На Поле ходят казаки многие – казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят. И те люди так  вам тати так и нам тати и разбойники; а на лихо их никто не учит: сделав какое лихо, разъезжаются по своим землям».
Или: в 1546г. путивльский воевода князь Троекуров доносил царю, что-де казаков на Поле много, и «черкасцев, и киян и твоих государевых».
Что касается Савельева Е.П. Древняя история казачества. Первая цитата: " Еще в 1538 г. мирза приволжской ногайской орды Кель Магмет жаловался на обиды, чинимые ему городецкими, мещерскими и другими казаками" - городовые казаки, но не донские.
Вторая цитата: "В 1546 г. путивльский воевода князь Троекуров донес царю, что казаков на Поле много, и «черкасцев, и киян и твоих государевых, - вышли на Поле из всех украин»195. Все теже городовые из литовских городов Черкасы и Киев и "государевы" казачки но не  донские или там запорожские. Еще нет ни того ни другого войска и даже его протопипа.
Несмотря на распространение "казакийских" теорий, я тоже считаю, что до середины XVI века искать вольное казачество на Дону (во всяком случае, как массовое явление) бесполезно. С середины XVI века в Поле выходят именно городовые, служилые казаки, бросившие службу по тем или иным причинам. Я думаю, что вольные казаки потому и прозвались "казаками", что основой их стали казаки служилые.

9

Обстановка в южнорусских степях на протяжении нескольких тысячелетий в принципе не менялась от киммерийцев и скифов, до того времени, когда Российское государство полностью установило свою юрисдикцию над этими территориями. Кочевое ведение хозяйства, редкое население, отсутствие долговременной и прочной администрации - все это создавало идеальные условия для возникновения такого явления, как казачество, которое являлось на первоначальной стадии своего возникновении (а возникало оно в разных уголках земного шара, в разные времена) в своей сущности обыкновенной бандой - банальной организованной преступной группировкой (ОПГ). Я уверен, что подобные банды - "казаки" - существовали еще в скифские времена, а вот чего не было в те времена, так это название "казак" (хотя не исключено, что и название такое было, но до нас с тех времен не дошло). Название же менялось вместе с изменением этнической среды в южнорусских степях, и до тех пор, пока не установилось регулярное письменное административное документирование. В 15-16 веках в документах кто-то случайно зафиксировал одно из названий этого преступного явления - группу людей, объединенных в группировку - дав ему стабильное название на века, даже если сущность явления, в последующем, изменялась с течением времени. Так, казаки 1500 годов и казаки 1918 года - это абсолютно разные явления, тем более казаки в наше время. Казаки 1500 годов - это организованные банды, в которое принимали всех "достойных" таких банд людей; казаки 1918 - года это обыкновенные крестьяне, с наложением на них расширенных военных обязанностей; казаки нашего времени - это культурно-фольклорная организация, немного "прибацанных" на голову людей. Что касается моего утверждения, что "казаки" - это явление мирового характера, распространенного в пустынно-степном ландшафте, то привожу один маленький пример: А чем ковбои времен освоения Дикого Запада не "казаки"? И кто ковбои-казаки теперь, в наше время, как не ряженые любители стилизованных под старину фольклорных фестивалей. А бедуины Сахары? И в заключение: Казачество возникает там, где есть просторные редконаселенные степные просторы - лежащие на окраинах достаточно освоенных областей, которые есть возможность пограбить - и отсутствие прочной административной власти над "заповедной" бандитской территорией казаков


Вы здесь » Форум Городецких казаков » Казачьи темы о которых нельзя молчать ! » История Нижегородского казачества